ФИЛЬМОГРАФИЯ
 

 

Главная страница
Новости
Биография
Фильмография
Работа в театре
Интервью
Фотоальбом
Гостевая книга
Ссылки
Пишите письма

 

Грозовой понедельник
1988

Рецензия
Рецензия из Chicago Sun Times (1988)
Факты

Режиссер и автор сценария – Майк Фиггис, оператор – Роджер Дикинс, художник-постановщик – Эндрью МакЭлпайн, монтаж – Дэвид Мартин, композитор – Майк Фиггис.

В ролях – Мелани Гриффит (Кейт), Томми ли Джонс (Космо), Стинг (Финни), Брендан (Шон Бин), Джеймс Космо (Тони), Марк Лонг (Патрик), Брайан Левис (Джим).

Великобритания, 93 минуты.

Очень английское кино

Об этом фильме можно написать по-разному.

Грозовой понедельникМожно так: “Удивительно мягкая и лиричная картина, режиссерский дебют композитора Майкла Фиггиса, один из тех фильмов, на который невозможно приклеить ярлык “боевика” или даже “триллера”. В нем нет тайн (злодей известен с самого начала), нет головокружительных погонь, зато есть неповторимая атмосфера. Удивительно точно передана картина сонной жизни небольшого английского городка, взбудораженного Неделей Америки. В фильме собран отличный актерский состав: от Томми ли Джонса до молодого, но уже подающего надежды Шона Бина. Музыка, звучащая в фильме, - преимущественно джаз – великолепно подчеркивает атмосферу картины. В общем, вас ждет настоящее удовольствие от просмотра”.

А можно и так: “Невероятно занудный и скучный детектив с практически полным отсутствием сюжета, невнятной актерской игрой и такими же невразумительным саундтреком. Авторы даже не потрудились выстроить связную интригу, а идея картины – американская экспансия в бедный промышленный городок, которой противостоит группа патриотов малой родины – банальна до зубовного скрежета”.

Грозовой понедельникИ то, и другое будет по-своему правдой. Одно бесспорно – это очень английский фильм, несмотря на присутствие американских “звезд”. Операторская работа сведена к минимуму, а персонажи демонстрируют невероятное спокойствие в любых жизненных ситуациях. Чего стоит только сцена, когда Гриффит налетает на Бина в супермаркете: практически без единого слова они встают, поправляют одежду и расходятся в разные стороны! Кажется, что герои вообще не способны к проявлению страстей. Но страсти все же разворачиваются, и в фильме будет и мордобой, и стрельба, и даже взрыв. Но темп повествования от этого нисколько не изменится.

От фильма действительно можно получить удовольствие - а можно долго плеваться или даже выключить на середине. Все зависит от зрителя, от его настроения и ожиданий. “Профессионально сделанный, хороший фильм, но – на любителя,” – таков мой вердикт.

Irin

P.S. Кстати, пусть вас не вводит в заблуждение, что Шон Бин упомянут в титрах лишь четвертым. Такова уж несправедливая манера западных кинематографистов – располагать имена актеров в порядке их известности. Роль у него там вообще-то главная, и он, со свойственной ему уже тогда четкой, без излишеств, игрой, весьма удачно вписывается в общий настрой фильма.

"Грозовой понедельник"

Роджер Эберт, 5 июня 1988, Chicago Sun Times

“Почему, вы, кинокритики, - иной раз спрашивают нас, - все время говорите только о сюжете и никогда – о кинаматографических достоинствах картины, то есть о том, превращает историю в фильм?” Хороший вопрос. Может быть, потому, что мы привыкли работать со словами, которыми легко описать сюжет, но не нарисовать картину. Но... стоит попробовать.

“Грозовой понедельник” - фильм о том, как падает свет на мокрые камни мостовой. О том, как неоновые вывески мерцают в темноте дверного проема. О позах, которые принимает мужчины, когда контролируют ситуацию, и о том, как опадают их плечи, когда кто-то другой оказывается сильней. О курении. О струящемся воздухе. Этот фильм – о выражении лица человека, которому сейчас сломают руку – и он знает об этом. О выражении лица женщины, которая ждет мужчину, которого, как ей кажется, любит: она боится, что он опаздывает, потому что уже мертв.

“Грозовой понедельник” - о символах. Большая часть действия происходит в Нюкасле: нечистоплотный техасский миллионер пытается отнять ночной клуб у его владельца, чтобы реконструировать его и использовать для отмывания денег. Но мы снова вернулись к сюжету. Видите, как легко оступиться? В фильме немало символов Америки: флаг, растянутый на стене за трибуной. Карнавальное шествие. Испуганный пожилой джентльмен во главе этого шествия - с мученической улыбкой и шляпой в руке. Машина – большая, быстрая и к тому же красного цвета. Виски. Сигареты “Мальборо” и сигары.

А еще этот фильм – об опуствших меблированных комнатах, о дожде, и том, как стоят у окна, глядя в ночь, машут кому-то рукой, пробиваясь сквозь толпу в ночном клубе. О саксофонах – ночных инструментах. О спокойствии, маскирующем эмоции телохранителей, и о лице человека, которого душит гнев. Это фильм о поцелуях, о взгляде в глаза женщины, которая в первый раз целует своего мужчину. О высоких каблуках. О струящемся воздухе – я о нем уже упоминал, но некоторые образы приходят в голову снова и снова.

Но это кино – не только образы. Оно также и о звуках. О хриплом, глубоком и изменчивом голосе Мелани Гриффит - он звучит так, будто она много раз вступала на этот путь, но все еще верит в любовь. О ровном, сердитом голосе Томми Ли Джонса, который, кажется, ни разу не повысил его за весь фильм, а то и вовсе в голосе не нуждался. О наивности в голосе Шона Бина, молодого человека, который только хотел получить работу, а получил кровавую ванну. О голосе Стинга, который смотрит в глаза Джонса и говорит также ровно и сердито, как он, до тех пор, пока плечи Джонса не поникают. О саксофонах, звучащих в ночи.

Этот фильм – о нарочно диссонирующих звуках представления “The Star-Spangled Banner”, о взрывах, пистолетных выстрелах и визге автомобильных шин. О современном джазе из Кракова. О звяканьи льда в бокале, курении невзатяг. О сломанных костях. О звуках марширующего оркестра, о голосе диск-жокея, который желает, чтобы звучала лишь американская музыка и не знает, когда нужно остановиться. И о том, как женщина коворит мужчине: “Я заканчиваю работу в полночь”. О том, как она смотрит, говоря это. И о том, как смотрит он.

Ну, вот вам ваша рецензия.

Факты

>> “Из ряда ему подобных этот фильм выделяется сенсационной операторской работой Роджера Диккенса. Вам наверняка захочется увидеть ее больше, чем один раз, чтобы просто насладиться потоком образов: блеск неоновых фонарей на мокрой от дождя мостовой, пар, вылетающий из открытых дверей клуба, дневной свет, падающий на утомленные бессонной ночью лица героев. Каждая сцена насыщена только ей присущими цветами, и даже фон неизменно притягивает взгляд. Этот фильм – изумительное зрелище для тех, кто любит операторскую работу не меньше сюжета”, - так отзывается о “Грозовом понедельнике” Лора Бернетт на сайте Tampa Bay Wired.

>> “Шон Бин - просто классический образчик американца 50-х: длинный прямой нос, выдающийся подбородок, густой ежик светлых волос. С такой внешностью он мог бы послужить прототипом героя старых комиксов, если бы не мягкость и ироничность его взгляда”, - написала в своей рецензии на фильм Пенелопа Мезик из Chicago Magazine.

Вернуться к началу страницы

 

 

 




Hosted by uCoz