Главная
страница Новости
Биография Фильмография Работа в театре Интервью Фотоальбом Гостевая
книга Ссылки Пишите
письма |
|
Рецензия
Рецензия из Chicago Sun Times (1988) Факты
Режиссер и автор сценария – Майк
Фиггис, оператор – Роджер Дикинс, художник-постановщик – Эндрью МакЭлпайн,
монтаж – Дэвид Мартин, композитор – Майк Фиггис.
В ролях – Мелани Гриффит (Кейт), Томми ли Джонс (Космо),
Стинг (Финни), Брендан (Шон Бин), Джеймс Космо (Тони), Марк Лонг (Патрик),
Брайан Левис (Джим).
Великобритания, 93 минуты.
Об этом фильме можно написать по-разному.
Можно так: “Удивительно мягкая и лиричная
картина, режиссерский дебют композитора Майкла Фиггиса, один из тех
фильмов, на который невозможно приклеить ярлык “боевика” или даже
“триллера”. В нем нет тайн (злодей известен с самого начала), нет
головокружительных погонь, зато есть неповторимая атмосфера. Удивительно
точно передана картина сонной жизни небольшого английского городка,
взбудораженного Неделей Америки. В фильме собран отличный актерский
состав: от Томми ли Джонса до молодого, но уже подающего надежды Шона
Бина. Музыка, звучащая в фильме, - преимущественно джаз – великолепно
подчеркивает атмосферу картины. В общем, вас ждет настоящее удовольствие
от просмотра”.
А можно и так: “Невероятно занудный и скучный детектив с
практически полным отсутствием сюжета, невнятной актерской игрой и такими
же невразумительным саундтреком. Авторы даже не потрудились выстроить
связную интригу, а идея картины – американская экспансия в бедный
промышленный городок, которой противостоит группа патриотов малой родины –
банальна до зубовного скрежета”.
И то, и другое будет по-своему правдой. Одно
бесспорно – это очень английский фильм, несмотря на присутствие
американских “звезд”. Операторская работа сведена к минимуму, а персонажи
демонстрируют невероятное спокойствие в любых жизненных ситуациях. Чего
стоит только сцена, когда Гриффит налетает на Бина в супермаркете:
практически без единого слова они встают, поправляют одежду и расходятся в
разные стороны! Кажется, что герои вообще не способны к проявлению
страстей. Но страсти все же разворачиваются, и в фильме будет и мордобой,
и стрельба, и даже взрыв. Но темп повествования от этого нисколько не
изменится.
От фильма действительно можно получить удовольствие - а
можно долго плеваться или даже выключить на середине. Все зависит от
зрителя, от его настроения и ожиданий. “Профессионально сделанный, хороший
фильм, но – на любителя,” – таков мой вердикт.
Irin
P.S. Кстати, пусть вас не вводит в заблуждение, что Шон
Бин упомянут в титрах лишь четвертым. Такова уж несправедливая манера
западных кинематографистов – располагать имена актеров в порядке их
известности. Роль у него там вообще-то главная, и он, со свойственной ему
уже тогда четкой, без излишеств, игрой, весьма удачно вписывается в общий
настрой фильма.
Роджер Эберт, 5 июня 1988, Chicago Sun Times
“Почему, вы, кинокритики, - иной раз спрашивают нас, - все время говорите только о сюжете и никогда – о кинаматографических достоинствах картины, то есть о том, превращает историю в фильм?” Хороший вопрос. Может быть, потому, что мы привыкли работать со словами, которыми легко описать сюжет, но не нарисовать картину. Но... стоит попробовать.
“Грозовой понедельник” - фильм о том, как падает свет на мокрые камни мостовой. О том, как неоновые вывески мерцают в темноте дверного проема. О позах, которые принимает мужчины, когда контролируют ситуацию, и о том, как опадают их плечи, когда кто-то другой оказывается сильней. О курении. О струящемся воздухе. Этот фильм – о выражении лица человека, которому сейчас сломают руку – и он знает об этом. О выражении лица женщины, которая ждет мужчину, которого, как ей кажется, любит: она боится, что он опаздывает, потому что уже мертв.
“Грозовой понедельник” - о символах. Большая часть действия происходит в Нюкасле: нечистоплотный техасский миллионер пытается отнять ночной клуб у его владельца, чтобы реконструировать его и использовать для отмывания денег. Но мы снова вернулись к сюжету. Видите, как легко оступиться? В фильме немало символов Америки: флаг, растянутый на стене за трибуной. Карнавальное шествие. Испуганный пожилой джентльмен во главе этого шествия - с мученической улыбкой и шляпой в руке. Машина – большая, быстрая и к тому же красного цвета. Виски. Сигареты “Мальборо” и сигары.
А еще этот фильм – об опуствших меблированных комнатах, о дожде, и том, как стоят у окна, глядя в ночь, машут кому-то рукой, пробиваясь сквозь толпу в ночном клубе. О саксофонах – ночных инструментах. О спокойствии, маскирующем эмоции телохранителей, и о лице человека, которого душит гнев. Это фильм о поцелуях, о взгляде в глаза женщины, которая в первый раз целует своего мужчину. О высоких каблуках. О струящемся воздухе – я о нем уже упоминал, но некоторые образы приходят в голову снова и снова.
Но это кино – не только образы. Оно также и о звуках. О хриплом, глубоком и изменчивом голосе Мелани Гриффит - он звучит так, будто она много раз вступала на этот путь, но все еще верит в любовь. О ровном, сердитом голосе Томми Ли Джонса, который, кажется, ни разу не повысил его за весь фильм, а то и вовсе в голосе не нуждался. О наивности в голосе Шона Бина, молодого человека, который только хотел получить работу, а получил кровавую ванну. О голосе Стинга, который смотрит в глаза Джонса и говорит также ровно и сердито, как он, до тех пор, пока плечи Джонса не поникают. О саксофонах, звучащих в ночи.
Этот фильм – о нарочно диссонирующих звуках представления “The Star-Spangled Banner”, о взрывах, пистолетных выстрелах и визге автомобильных шин. О современном джазе из Кракова. О звяканьи льда в бокале, курении невзатяг. О сломанных костях. О звуках марширующего оркестра, о голосе диск-жокея, который желает, чтобы звучала лишь американская музыка и не знает, когда нужно остановиться. И о том, как женщина коворит мужчине: “Я заканчиваю работу в полночь”. О том, как она смотрит, говоря это. И о том, как смотрит он.
Ну, вот вам ваша рецензия.
>> “Из ряда ему подобных этот фильм выделяется сенсационной операторской работой Роджера Диккенса. Вам наверняка захочется увидеть ее больше, чем один раз, чтобы просто насладиться потоком образов: блеск неоновых фонарей на мокрой от дождя мостовой, пар, вылетающий из открытых дверей клуба, дневной свет, падающий на утомленные бессонной ночью лица героев. Каждая сцена насыщена только ей присущими цветами, и даже фон неизменно притягивает взгляд. Этот фильм – изумительное зрелище для тех, кто любит операторскую работу не меньше сюжета”, - так отзывается о “Грозовом понедельнике” Лора Бернетт на сайте Tampa Bay Wired.
>> “Шон Бин - просто классический образчик американца 50-х: длинный прямой нос, выдающийся подбородок, густой ежик светлых волос. С такой внешностью он мог бы послужить прототипом героя старых комиксов, если бы не мягкость и ироничность его взгляда”, - написала в своей рецензии на фильм Пенелопа Мезик из Chicago Magazine.
Вернуться к началу страницы
|
|