ШАРП
 

 

Главная страница
Новости
Биография
Фильмография
Работа в театре
Интервью
Фотоальбом
Гостевая книга
Ссылки
Пишите письма

 

Орел Шарпа

Веллингтон: Я слышал разговоры об императорском орле. Ходят слухи об обещании, данном майору Ленноксу. Поклянитесь, что это пустая болтовня, Шарп, или, ей-Богу, я обещаю, что вы выйдете отсюда лейтенантом!
Шарп: Я клянусь, что никто не слышал моего обещания майору Ленноксу относительно императорского орла, сэр.

Великобритания, дата выхода на экраны - 12 мая 1993 года.

Продюсер – Малькольм Крэддок, режиссер – Том Клегг, сценарист – Юджин Харрис, оператор – Иван Страстбург, художник-постановщик – Эндрью Молло, художник по костюмам – Джон Молло, монтаж – Робин Сейлз, композиторы – Доминик Малдауни и Джон Тэмс.

В ролях - Шон Бин (Ричард Шарп), Ассумпта Серна (Тереза), Брайан Кокс (Хоган), Дэвид Троутон (Уэлсли (Веллингтон)), Мартин Джейкоб (Лоуфорд), Катя Кабалеро (Жозефина), Дэрег о'Молли (Харпер), Майкл Мирз (Купер), Джон Тэмс (Хэгмен), Джейсон Солкей (Харрис), Пол Трассел (Тонг), Линдон Дэвис (Перкинс), Майкл Кохрейн (сэр Генри Симмерсон), Гейвин о'Херлайи (Лерой), Дэвид Эштон (Леннокс), Нил Даджон (Гиббонс), Дэниэл Крейг (Берри), Нолан Хеммингс (Дэнни), Пол Бигли (Доббс).

1809 год. Уэлсли готовится к сражению у Талаверы. Из Лиссабона в лагерь пребывает подкрепление – Южный Эссекский полк под командованием полковника Генри Симмерсона. Милорд главнокомандующий подозревает, что Симмерсона послали за ним шпионить. Дабы вывести его из игры, Уэлсли поручает ему опасное, но довольно незначительное с точки зрения стратегии задание – взорвать мост, находящийся поблизости от французских позиций. В помощь Южному Эссекскому назначен отряд бойцов особого назначения под командованием Шарпа. И вот задание выполнено, но неоправданно дорогой ценой: из-за трусости и глупости Симмерсона погибает немало солдат и один офицер, майор Леннокс, а французам в качестве трофея достается королевское знамя. Шарп дает клятву умирающему Ленноксу - в отместку за потерянный флаг добыть в бою с французами императорского орла.

***

Самое яркое, самое очевидное достоинство серии, как всегда, отнюдь не сюжет, а юмор диалогов и потрясающая достоверность персонажей. Просто удивителен Хоган, с его смесю добродушия, хитрости и циничности. Индивидуальностью наделены почти все офицеры (Леннокс, Лерой, Лоуфорд), и даже вполне эпизодические персонажи, лейтенанты Кристиан Гиббонс и Берри обращают на себя внимание и запоминаются. Но настоящая “звезда” картины – Генри Симмерсон. Вздорный, капризный, полный презрения к нижестоящим, отчаянный трус – Кохрейн играет так здорово, что невольно начинаешь восхищенно улыбаться.

А Шарп... Шарп учится не реагировать на выпады по поводу своего происхождения, мечтает получить следующее звание, страдает по Терезе и привычно рискует жизнью. Один из лучших моментов фильма – то, как он учит солдат Южного Эссекского стрелять три раза в минуту: объясняет, показывает, впадает в азарт, скидывает мундир, демонстрируя рядовым свою исполосованную спину и вновь заставляя женщину (на этот раз другую) наблюдать за ним с улыбкой... Он уже ощущает уверенность, чувствует свою власть над людьми и готов пользоваться этой властью: ставит на место распоясавшихся юнцов, защищает честь дамы и убеждает солдат в бою держаться и не отступать.

Irin

Далее - рецензия на фильм "Рота Шарпа"

Бернард Корнвелл "Орел Шарпа"

- Вам следовало бы родиться французом, месье.
Вы уже были бы полковником.
- Я начал с рядового, сэр.

Б. Корнвелл, "Орел Шарпа"

Это самая главная история про Шарпа. И потому, что самая первая по времени написания, и потому, что в ней Шарп совершает свой самый главный подвиг – после этого он навсегда становится "тем самым Шарпом, который первым захватил французского орла при Талавере". Она есть на русском языке, но найти ее довольно сложно, поэтому остановлюсь на разных деталях подробнее.

Как честно признается Корнвелл, на самом деле первыми французского орла захватили почти год спустя после Талаверы прапорщик Ки (Keogh) и сержант Мастерман из 87 полка (кстати, ирландского) при Бароссе, причем прапорщик вскоре умер от ран, а Мастерман, как и Шарп, был произведен в офицеры. Что с ним сталось потом, неизвестно, но, по компетентному мнению герцога Веллингтона, офицеры из рядовых обычно быстро спивались.

Свою самую первую книгу про Шарпа, если верить автору, он больше никогда не перечитывал. С 1981 года, когда она вышла в свет, Шарп приобрел сложную и разветвленную биографию, поэтому нет ничего удивительного в том, что "Орел Шарпа" временами приходит в противоречие с последующими историями. Но что написано, то написано.

Именно в процессе написания "Орла Шарпа" Корнвелла осенило, что главными врагами его героя, которые должны постоянно поддерживать его в тонусе, нужно сделать не французов, а своих же англичан: они-то, в отличие от французов, всегда под рукой. В результате на свет появился бесподобный сэр Генри Симмерсон, который в фильме такой же противный, как и в книге.

Поскольку книга – первая, в ней очень толково и сжато изложены основные особенности военного дела в описываемую эпоху. Из нее можно узнать не только, как заряжать мушкет, но и множество сведений по военной тактике, стратегии и просто армейскому быту, которые в таком концентрированном виде больше нигде не встречаются.

Поэтому кратко поясню, почему же в пресловутом деле при Вальделакасе сэр Генри проявил себя не только трусом, но и дураком. Его батальон столкнулся с передовым кавалерийским отрядом, и любому нормальному офицеру сразу было ясно, что это – пат (Шарп подцепил это словечко у Лоуфорда, когда тот учил его играть в шахматы в темнице Типу-султана), потому что пехота не может догнать кавалерию, а кавалерии бесполезно атаковать пехотное каре, ощетинившееся штыками – расстреляют в упор и подымут на штыки. Да ни одна лошадь и не пойдет в такую безумную атаку – все равно в последний момент свернет в сторону. Другое дело, если бы была артиллерия – тогда можно выбить часть солдат, и в образовавшийся прорыв пустить всадников, у которых появится пространство, чтобы рубить саблей. Но артиллерии у французов не было.

Поэтому только такой безнадежно тупой тип, как сэр Генри, мог распорядиться перейти реку и выстроиться в каре на другом берегу, в ожидании, что французы тоже идиоты, и начнут атаку. Но тут сэру Генри катастрофически не повезло. По книге, его батальон сопровождал полк испанской пехоты. Испанцы выстрелили, впали в панику, ринулись спасаться в английских рядах, те расступились, чтобы их пропустить, образовался разрыв, а остальное для французов было делом техники… Как видим, мероприятие было более глобальное, чем в фильме, где сэр Генри жертвует только одной ротой, а не всем батальоном. Но результат получился именно тот, что показан – знамя потеряно (второе Шарп успел отбить), а вместе с ним и честь полка.

В фильме есть еще несколько отклонений от книги. Во-первых, в книге действуют коварный лейтенант Гиббонс и простодушный лейтенант Берри, а в фильме почему-то ровно наоборот. Во-вторых, отношения Шарпа и Жозефины вовсе не такие рыцарские и благородные, как в фильме. Поскольку, ввиду незнакомства с Терезой, он избавлен от необходимости мучительно выяснять с ней отношения, ему ничто не мешает с первого взгляда влюбиться в Жозефину (у него с этим просто) и начать целенаправленно и вполне успешно отбивать ее у Гиббонса. Так что у того было несколько больше оснований мстить Шарпу, чем это изображено в фильме. В конце концов Жозефина бросает Шарпа ради богатого кавалерийского офицера, персонажа вполне проходного, так что капитан Лерой здесь не при чем. Понятно, что режиссеру в фильме такой персонаж был не нужен, а Лерой важен для дальнейшего действия. С Жозефиной мы еще встретимся, и не раз, хотя бурное увлечение Шарпа ею довольно быстро прошло.

В остальном события в фильме достаточно точно следуют книге, хотя, конечно, размах битвы при Талавере пришлось ужать до нескольких выстрелов и перемещений сотни солдат. Для пущего героизма Шарп стоит в конце весь израненный, опираясь на французского орла, тогда как по Корнвеллу он вышел из боя цел и невредим и даже нашел в себе силы сострить, вручая Лоуфорду свой трофей: "Батальон лишился знамени, сэр. Это все, что мы с сержантом Харпером сумели сделать".

Диалог, которому следовало бы быть в фильме:

Шарп смотрел, как лейтенанты уходят.
- Вот ублюдки! Как можно играть в карты на женщину!
Хоган печально улыбнулся:
- Знаешь, почему тебя сделали офицером, Ричард?
- Почему?
- Потому что ты чересчур джентльмен, чтобы оставаться рядовым. Мужчины играют в карты на женщин с тех пор, как изобрели карты.

Анна Рябинина

Далее - рецензия на роман "Рота Шарпа"

Вернуться на страницу сериала "Шарп"

 

 

 


Hosted by uCoz