Rambler's Top100
   
ШАРП
 

 

Главная страница
Новости
Биография
Фильмография
Работа в театре
Интервью
Фотоальбом
Гостевая книга
Ссылки
Пишите письма

 

Рота Шарпа

Виндхэм: Джек, после прибытия Раймера я не оставлю Шарпа в капитанах. Он дрался со своим сержантом!
Флетчер: С ним это бывает.

Великобритания, дата выхода на экраны – 25 мая 1994 года.

Продюсер – Саймон Левис, режиссер - Том Клегг, сценарист Чарльз Вуд, оператор – Артур Вустер, художник-постановщик – Эндрью Молло, художник по костюмам – Робин Фрэйзер Пэй, композиторы – Доминик Малдауни и Джон Тэмс.

В ролях - Шон Бин (Ричард Шарп), Ассумпта Серна (Тереза), Пит Послтлетуэйт (Хейксвилл), Майкл Берн (Нэйрн), Хью Фрейзер (Веллингтон), Дэрег о'Мэйли (Харпер), Майкл Мирз (Купер), Джон Тэмс (Хэгмен), Джейсон Солкей (Харрис), Линдон Дэвис (Перкинс), Клив Фрэнсис (Виндхэм), Николас Джонс (Флетчер), Скотт Клевердан (Прайс), Роберт Морган (Колетт), Луиз Джермэйн (Салли Клейтон), Су Друе (миссис Граймз), Вильям Меннеринг (Мэттьюз), Марк Уоррен (Раймер), Питер Ганн (Клейтон), Питер Биррелл (Дон Морено), Тэт Уэллей (Хоуп), Джером Прэдон (Рейнье).

1812 год. Куидад Родриго, при штурме которого был тяжело ранен полковник Лоуфорд, только что перешел в руки англичан, осталось взять Бадахоз, и путь в Испанию для армии Веллингтона открыт. У Шарпа же наступили нелегкие времена. Лишенный капитанского звания (которое в Лондоне не утвердили), роты и настоящего дела, беспомощный перед штабным начальством и переживающий за судьбу Терезы, оставшейся в осажденном Бадахозе, он вынужден, ко всему прочему, лицом к лицу столкнуться со своим злейшим врагом, сержантом Обадайей Хейксвиллом.

***

В этой серии как никогда много подлости и несправедливых смертей, а Шарп как никогда унижен и беспомощен, так что она должна бы, по идее, вызывать настоящее сопереживание у зрителя. И вызывала бы, пригласи Том Клегг кого-нибудь другого на роль Обадайи Хейксвилла. Нарочно или нет, но Пит Постлетуэйт превратил своего персонажа в совершенно карикатурную фигуру

Казалось бы, один актер не может совершенно изменить восприятие фильма. Однако... Все обличающие монологи и ненавидящие взгляды Шарпа натыкаются, как на стену, на убийственно ироничную игру Постлетуэйта. И... теряют свою убедительность. Глядя на Хейксвилла, так и ждешь, что сюжет вот-вот начнет развиваться по законам комедии. Но ничего подобного не происходит: злодейства карикатурный персонаж творит вполне настоящие, и это несоответствие здорово сбивает с толку. Сопереживания – настоящего, когда, уткнувшись в экран, забываешь перевести дыхание – не получается. По крайней мере, пока Хейксвилл находится в кадре.

Когда его нет, все более менее возвращается на круги своя. Очень трогательно, например, наблюдать за взаимоотношениями Шарпа с юным Меттьюзом. А лучшей в фильме, на мой взгляд, стала сцена взятия Бадахоза. Хотя бы из-за Шарпа, который в этот момент наконец-то становится самим собой - командиром своей роты, за которым солдаты готовы шагнуть даже в ад.

<

Далее - рецензия на фильм "Враг Шарпа"

Бернард Корнвелл "Рота Шарпа"

У него наконец-то была семья.
Своя семья. В Бадахосе.

Б. Корнвелл, "Рота Шарпа"

Признаюсь, что это – одна из самых моих любимых книг и соответственно фильмов, хотя по мрачности ее превосходит только "Добыча Шарпа", где Шарп тоже постоянно пребывает на грани нервного срыва, что у него обычно принимает форму ярости, направленной на того, кто ему подвернется под руку (точнее, под тяжелую кавалерийскую саблю). Правда, из фильма исключили страшный эпизод сразу после взятия Бадахоса, где Шарп в невменяемом состоянии буквально крошит на части французского офицера, который уже сдался.

Кроме того, экранизируя "Роту Шарпа", постановщики сдвинули последовательность событий. Не думаю, что все сознают, что между "Орлом Шарпа" и "Ротой Шарпа" прошло почти три года (битва при Талавере – 1809, взятие Бадахоса – 1812). В этот промежуток Шарп наконец-то познакомился с Терезой и взорвал крепость Алмейда (но об этом поговорим, когда дойдем до "Золота Шарпа"), а потом успел превратить в настоящих солдат ирландских гвардейцев испанского короля ("Битва Шарпа", которая в книжной серии происходит гораздо раньше, чем в телевизионной).

В центре "Роты Шарпа" - взятие двух крепостей, охранявших дороги из Португалии (где находились английские войска) в Испанию (которую оккупировали французы): Сьюдада Родриго и Бадахоса. Взятие Бадахоса считается одной из самых славных страниц в истории английской армии, и одновременно – одной из самых позорных. Славной, потому что считалось, что Бадахос взять невозможно, а позорной, потому что когда англичане все-таки это сделали, в городе начались беспощадные грабежи и погромы. В оправдание можно сказать только, что таков был английский обычай (и не только английский!) и грабеж рассматривался как законная часть солдатского ремесла и награда за пережитую опасность. Обычай сохранялся очень долго: еще в 1857 г. английские офицеры, в нечеловечески тяжелых условиях осаждавшие захваченный мятежными сипаями город Дели, утешали себя мыслями о том, какая большая добыча их там ждет. Но в Бадахосе англичане превзошли самих себя...

Фильм достаточно точно следует книге: при взятии Сьюдад Родриго получает тяжелое ранение полковник и старый друг Шарпа Вильям Лоуфорд, в результате в полк прибывает новый командир, у которого есть свой кандидат на командование стрелковой ротой. Шарпа разжалуют в лейтенанты и снова делают квартирмейстером (должность, которую он ненавидит). Ко всему прочему, в полку появляется старый враг Шарпа сержант Обадия Хаксвелл, в свое время подведший его под порку, а Тереза сообщает ему, что родила дочь и оставила ее у родни в Бадахосе.

Неудивительно, что большую часть книги (и фильма) Шарп пребывает в состоянии сжатой пружины, в любой момент готовой развернуться и ударить. Он считает, что единственный выход для него – первым преодолеть брешь в стене и войти в Бадахос, потому что за это почти верное самоубийство автоматически дают следующее звание. Хотя все вокруг постоянно повторяют Шарпу, что при взятии крепости наверняка будут такие потери, что капитанские звания будут раздавать ведрами и ему надо просто чуть-чуть потерпеть, он об этом слушать не желает, и упорно рвется в атаку. Его ведет солдатская гордость – доказать себе, что он это может, и невыносимо оскорбленное самолюбие: каково обращаться "сэр" к своему бывшему лейтенанту Ноулзу только потому, что у того нашлись деньги на капитанский патент, а у Шарпа такой возможности нет?

Главным украшением и книги, и фильма является, конечно, архивраг Шарпа Обадайя Хейксвилл, человек, которого невозможно убить. Они знакомы еще с индийских времен и Шарп как минимум трижды пытался избавиться от Обадайи: скармливал его тиграм, бросал в яму со змеями и пытался растоптать слоном (что поделаешь, индийская экзотика), но тот каждый раз выходил сухим из воды.

В фильме объясняют, что убить Обадию невозможно, потому что когда-то его уже пытались повесить, но он остался цел и невредим. Конкретизируем эту деталь. В юности Обадайя был приговорен к смертной казни за кражу овцы (да, в начале XIX века в Англии за это вешали). На самом деле, это был только предлог: просто священник, чью дочь он изнасиловал, не хотел скандала и попросил судью уладить все вот таким образом. Но повесить человека не так легко – для этого надо сломать ему шею. Обычно этого добивались резким рывком за ноги. Но в тот день толпа хотела повеселиться, наблюдая, как корчатся приговоренные, палач не торопился, начался дождь, и про висевшего в петле маленького и легкого Обадайю просто забыли. Потом появился брат его матери, вынул его из петли и велел убираться на все четыре стороны. В результате у Обадайи появились две навязчивые идеи: что своим спасением он обязан "мамочке" и что его невозможно убить. Он завербовался в армию, довольно быстро стал сержантом, и где-то в 1793 - 1794 годах ему попался шестнадцатилетний Дик Шарп, профессиональный взломщик и убийца, спасавшийся в армии от почти неминуемой виселицы.

Но автор романа был в восторге от актера, сыгравшего Обадайю. Я тоже считаю, что Постлетуэйт очень хорошо передал того дикого зверя, который живет в образцово исполнительном и дисциплинированном сержанте и благодаря которому он наводит ужас не только на солдат, но и на офицеров.

В фильме Обадии приписали одно лишнее и одно неправильное убийство: он не насиловал и не душил Сару Клейтон (она благополучно дожила до битвы при Ватерлоо, где и стала, наконец, вдовой), и не стрелял в лейтенанта Прайса. Как известно, смерть последнего от рук Обадии привела в недоумение многих поклонников сериала, поскольку покойный Прайс потом как ни в чем не бывало фигурирует в "Полку Шарпа" и "Ватерлоо Шарпа". Просто это был не Прайс, а уже упоминавшийся капитан Ноулз, бывший подчиненный Шарпа, решивший помочь любимому командиру спасти Терезу. Но здесь режиссер фильма опять-таки не стал вводить лишних и неработающих персонажей.

Немного о Терезе. В фильме у нее с Шарпом имеется уже длинная история отношений, но в книге, несмотря на Антонию, они встречаются всего второй раз. Вообще Тереза фильма и Тереза книги – во многом совершенно разные женщины. Телевизионная Тереза гораздо мудрее, взрослее и гораздо лучше понимает Шарпа. Книжная Тереза его вообще не понимает, что не мешает ей любить "своего англичанина" со всей испанской страстью. Она раз и навсегда решила, что Шарп – ее мужчина, и ведет себя соответственно. Отношение Шарпа к этой Терезе тоже гораздо сложнее: у него где-то на заднем плане постоянно присутствует мысль о Джейн Гиббонс, а уж изменять ей он будет при всяком удобном случае. Как он объясняет Харперу в "Спасении Шарпа": "Да, она мне очень нравится, но я не знаю, когда увижу ее снова… Конечно, я хочу ее увидеть, но почему из-за девушки, которую хочется увидеть, я должен вести себя как долбаный святой?". Он и не ведет…

Диалог, которому следовало бы быть в фильме:

- Почему в Бадахосе? – снова спросил Шарп.
-У меня там родня. Я не хотела, чтобы она родилась дома.
Он знал, почему. Потому что его дочь была незаконнорожденной, как и он сам, и на ней с рождения лежало клеймо.
- Но родственники знают, так?
Она пожала плечами:
- Они знают, но они не видели того, что знают, поэтому они делают вид, что не знают ничего.
Она снова пожала плечами:
- И брат моего отца богат, своих детей у них нет, поэтому ей с ними хорошо.
...
- И у нее черные волосы?
Шарпа зачаровывали самые крохотные обрывки сведений.
- Сам знаешь, что черные. Я это тебе говорила сотню раз. Длинные, черные, и она так с ними и родилась, потом они все выпали, а теперь отрастают снова. А носик у нее не такой, как у меня, и не такой, как у тебя.
- Может, она не моя?
Смеясь, она оттолкнула его.
- Она твоя. Она хмурится точно также.
И она свела брови в подражание Шарпу и зарычала...

Анна Рябинина

Далее - рецензия на роман "Враг Шарпа"

Вернуться на страницу сериала "Шарп"

 

 

 


Hosted by uCoz