ШАРП
 

 

Главная страница
Новости
Биография
Фильмография
Работа в театре
Интервью
Фотоальбом
Гостевая книга
Ссылки
Пишите письма

 

Ватерлоо Шарпа

Хэгмен: Харрис!
Харрис: Что?
Хэгмен: Тебя как зовут-то?

Великобритания, дата выхода на экраны – 21 мая 1997 года.

Продюсер – Малькольм Крэддок, режиссер – Том Клегг, сценарист - Чарльз Вуд, оператор – Крис о'Делл, художник-постановщик - Эндрью Молло, художник по костюмам – Робин Фрэйзер Пэй, монтаж – Кейт Палмер.

В ролях - Шон Бин (Ричард Шарп), Дэрег о'Молли (Харпер), Абигайл Краттенден (Джейн Гиббонс), Алексис Денисофф (Розендейл), Сесиль Паоли (Люсиль), Хью Фрейзер (Веллинтон), Пол Беттани (принц Уильям Оранжский), Оливер Тобиас (Ребек), Нил Диксон (Аксбридж), Николас Айронс (Гарри Прайс), Мартин Кохрейн (МакДуф), Джейсон Солкей (Харрис), Джон Тэмс (Хэгмен), Мартин Глин Мюррей (Догетт), Оуэн Бренмен (Визерспун), Шофан Сеймур (подполковник Форд), Джейн Мэрроу (герцогиня Ричмонд), Хлой Ньюсом (Паулетт), Янек Лесняк (голландский капитан).

Sharpe's Waterloo1915 год. Наполеон покидает Эльбу и снова собирает войска под свои знамена. Против него выступает армия Веллингтона и союзные войска многих европейских держав. Шарпу, который счастлив на ферме вместе с Люсиль, тоже не сидится на дома. Он, естественно, не может пропустить решающего сражения, ведь этой войне он отдал столько лет. Люсиль и не пытается удержать его. В штабе принца Оранжского, будущего короля Дании, Шарп становится подполковником. Одно плохо: принц (невежественный и вздорный юнец, лишенный какого-либо воинского опыта, так же как и желания этот опыт приобрести) своими действиями способен скорее отдалить, чем приблизить победу. К тому же, Шарпу снова приходится выяснять отношения с Розендейлом и Джейн. А тем временем Веллингтон уже отыскал на карте местечко под названием Ватерлоо...

***

Sharpe's WaterlooСуществует два типа сериалов, и это относится как к книгам, так и к фильмам. Одни чем дальше, тем больше утопают в самоповторах, демонстрируют невиданные сюжетные натяжки и окончательно выдыхаются к десятой части. Другие с каждым новым фильмом (романом) только укрепляют нашу веру в созданный авторами мир, каждый новый эпизод добавляет необходимые штрихи к общей картине, и постепенно, шаг за шагом, сериал превращается в законченное произведение искусства.

“Шарп”относится ко второму типу, и последняя серия еще раз подтверждает это. Сюжет в ней отсутствует совершенно, она вся, кажется, состоит из одних лишь разговоров и локальных вооруженных столкновений, более или менее значимых. Но в данном случае это совершенно неважно – главное сокрыто в другом. И прежде всего – в взаимоотношениях героев. Шарп и Люсиль. Шарп и Харпер. Шарп и Веллингтон. Шарп и Розендейл. Шарп и Джейн. Джейн и Розендейл. Каждая сюжетная линия обретает свое логическое завершение, каждая сцена полна скрытого смысла. Не зря из новых персонажей запоминается только принц Оранжский в блистательном исполнении Пола Беттани – “посторонним”, пускай и ярким, образам в этой серии просто нет места.

Ничуть не портят впечатление и последние кадры. Точка в сериале, на мой вкус, поставлена именно там, где нужно. По сути, это открытый финал, в особенности для человека, незнакомого с произведениями Корнвелла. Финал, лишенный всякой слащавости, оставляющий простор воображению и на редкость драматичный.

Irin

Бернард Корнвелл "Ватерлоо Шарпа"

Когда Шарп ушел, герцог Ричмондский поморщился:
- Страшный человек.
- Вышел из рядовых. Как-то спас мне жизнь.
Веллингтон произнес это так,
будто был недоволен и тем, и другим.
- Но будь у меня десять тысяч таких, как он,
клянусь, мы разбили бы Наполеона к полудню.

Б. Корнвелл, "Ватерлоо" Шарпа

Вот мы и добрались до конца сериала и до последней битвы Шарпа. Сразу скажу, что изображать в малобюджетном телефильме битву при Ватерлоо, самое грандиозное сражение XIX века – занятие настолько неблагодарное, что я даже не стану прикалываться по поводу кучки солдат и пары пушек, трудолюбиво перемещающихся с места на место, изображая две армии сразу. Кто хочет оценить размах сражения, может посмотреть "Ватерлоо" Сергея Бондарчука – там на массовку средств не пожалели и результат впечатляет до сих пор. Кто не хочет – может сам вообразить гигантские армии, непрерывную пушечную канонаду и полки, полегшие целиком так, как стояли – в каре. В общем, горячее было дельце.

Итак, с чего все началось? Император Наполеон, бежав с Эльбы и вернув престол, тут же накачал себе на шею очередную коалицию – на этот раз англо-прусско-русско-голландскую. При этом англичане на радостях, что война закончилась, разогнали опытных солдат и отправили в отставку боевых офицеров, поэтому две трети войска Веллингтона никогда не нюхали пороха. У прусского маршала Бюлхера дела обстояли несколько лучше, но ненамного. Наполеон тоже выскреб все, что мог, но у него была "старая гвардия" и еще несколько отборных полков.

А главное, он сумел обхитрить и англичан, и пруссаков – пока те готовились на него напасть, взял и ударил в разрыв между союзными армиями, рассчитывая разбить их поодиночке. План блестяще удался, и англичанам пришлось сражаться с Наполеоном один на один весь долгий летний день. Обе стороны применяли свою излюбленную тактику: Наполеон долбил вражеские ряды из пушек, а потом, чтобы добить, пускал пехотные колонны, а Веллингтон расставлял на склонах холмов стрелковые цепи и расстреливал колонны в упор.

Англичанам надо было во что бы то ни стало продержаться до подхода свежих прусских сил, а Наполеону – разбить их, пока пруссаки не подошли. В общем, к концу дня кавалерия полегла полностью, пехота – наполовину, и в английские части поступил приказ отправлять знамена в обоз. Все повисло на волоске. Наполеон рискнул последним резервом и отправил в бой "старую гвардию", но англичане чудом устояли, и тут наконец-то появились войска маршала Блюхера. Все было потеряно, и французам оставалось только на предложение сдаться ответить, по одной легенде "Гвардия умирает, но не сдается", а по другой – "А пошли вы…" (“Merde!”). Но сдаться все-таки пришлось. С корсиканским чудовищем, пятнадцать лет терроризировавшим Европу, было покончено и через несколько недель союзные войска вошли в Париж.

С тех пор английские и немецкие историки ожесточенно спорят, кто же все-таки победил Наполеона при Ватерлоо – Веллингтон, который стоял до последнего, или Блюхер, который нанес смертельный удар. Конца этому спору не предвидится, но мы то знаем, что Наполеона победили при Бородино :-)!

Корнвелл честно признается, что долго пытался придумать какой-нибудь сюжет для книги о последней битве Шарпа, пока его не осенило, что Битва – это и есть сюжет. Главное, чтобы Шарп успел побывать повсюду. А для этого он сделал его советником при штабе Вильгельма, принца Оранского. В качестве советника Шарп получил полную свободу действий и смог мотаться по всему полю сражения.

Шарп теперь полковник. Точнее, бреве-подполковник. Еще раз напомню, что приставка "бреве" указывает, что звание временное и дается только для выполнения определенного поручения. Для Генерального Штаба Шарп по-прежнему лейтенант, но ситуация резко изменилась, и он опять стал нужен. Поэтому его и повысили до подполковника. Но в английской традиции подполковников принято называть полковниками, в том числе и потому, что звание полного полковника присваивалось очень редко, и большинством полков командовали именно подполковники. Правда, в книге действует один настоящий полковник – лорд Джон Розендейл, обязанный этим принцу Уэльскому, но его самооценку это нисколько не повышает, и рядом с бреве-подполковником Шарпом он чувствует себя ужасно ущербным.

Шарп к тому времени успел превратиться в живую легенду, и, сидя у солдатских костров перед битвой, узнал о своих подвигах много интересного. Сам он больше озабочен ремонтом крыши в замке Люсиль и мыслями о пропавшем урожае яблок, но даже рад на некоторое время отвлечься от сложных проблем сельского хозяйства ради простых и понятных военных действий. Кстати, панику, которая преследовала его в последние дни той войны, как рукой сняло, и он снова колет, рубит и режет с полнейшим хладнокровием.

Приключения Шарпа до и во время битвы при Ватерлоо изложены в фильме вполне достоверно, включая погоню за лордом Джоном Розендейлом по столам в обеденном зале и разговор с ним в лесочке под дулом пистолета (и проливным дождем). Правда, уже после Шарп с ужасом понимает, что это был новомодный капсюльный пистолет, которому никакой дождь не страшен – он-то думал, что пистолет самый обычный, а значит, порох успел отсыреть, и лорд Джон не сможет выстрелить, даже если наберется храбрости.

Принц Оранский действительно был таким идиотом, какой выведен в фильме, и его действительно подстрелили в плечо во время битвы, тем самым сведя к минимуму ущерб от его командования. Но кто стрелял – истории неизвестно… Шарп вообще-то метил в живот.

В финале Шарп привычно оказывается в нужном месте в нужное время и берет на себя командование Южным Эссекским как раз в тот момент, когда полковник Форд окончательно струсил, а на них надвигается "старая гвардия". Лучше, чем Шон, это сыграть невозможно, поэтому подробности опущу.

Несколько слов о Джейн и лорде Джоне. Режиссер пожалел Люсиль и не показал ее встречу с Джейн на балу у герцогини Ричмондской. В книге Люсиль сначала видит ослепительно красивую, невероятно изящную и явно влюбленную в своего партнера по танцам женщину, и искренне завидует ей – Шарп на бал не явился и виконтессе де Селеглиз пришлось идти одной. А потом она замечает, как изменился в лице при виде красавицы старый друг Шарпа майор Д’Алемборд, и с ужасом понимает, что это – жена Ричарда. Бедная Люсиль! Как ей с ее длинным носом и тяжелым подбородком конкурировать с такой совершенной красотой? Впрочем, что ответил ей Шарп, в фильме показано.

Создатели фильма пожалели и лорда Джона и не стали показывать, как на самом деле тот умер. В фильме он красиво падает с лошади с именем Джейн на устах. В книге его настигают два профессиональных рубаки, отлично знающие, что для того, чтобы спешить всадника, надо бить пикой в спину и саблей по глазам. Умереть лорду Джону удалось только через сутки, когда какой-то мародер (далеко не первый) смилостивился и все-таки перерезал ему горло. Умер он действительно с именем Джейн на устах. Остальные подробности опустим, поскольку среди читателей могут попасться слабонервные.

Теперь, как и было обещано, о Шарпе и Веллингтоне, он же "Генерал", он же "Пэр", он же "Носач". Выйдя в отставку, Шарп первым делом завел себе пса и назвал его "Носачем", мотивируя это тем, что после того, как Веллингтон двадцать лет им командовал, он тоже имеет право на развлечение. Сразу скажу, Шарп и Веллингтон друг друга не любят. Веллингтон – потому что для него все солдаты – "законченные подонки", и вообще он страшный сноб, и Шарпа воспринимает как дикую аномалию, что-то вроде говорящей кошки. Шарп – потому что он по своему тоже сноб, гордится тем, что является законченным подонком, очень не любит тех, кому все досталось по праву рождения (Веллингтон стал полковником в двадцать четыре года), и еще потому, что генерал всегда разговаривает с ним ледяным тоном, не скрывая насмешки.

Любить они друг друга не любят, зато уважают и побаиваются. Шарп понимает, что Веллингтон – самый лучший полководец, какого ему довелось встретить, и сознает, насколько сильно он от него зависит. А Веллингтон понимает, что без таких, как Шарп, войну не выиграть, и опасается его непредсказуемости.

А еще Шарпу очень хочется, чтобы Веллингтон оценил его по достоинству. Это началось еще при Ассайе: да, Веллингтон произвел его в офицеры, но спасибо так и не сказал. Вот когда у него заболел любимый жеребец и сержант Шарп умело пустил ему кровь (научился, занимаясь грабежами пассажирских карет), генерал не знал, как его благодарить, а за спасение жизни – нет. Так оно и тянется следующий десяток лет: Шарп совершает подвиги, Веллингтон пользуется их результатами, но обоим друг с другом страшно неловко, и они предпочитаю лишний раз не встречаться. Доброго слова Шарпу Веллингтон не сказал за всю их совместную службу. И даже при Ватерлоо, совершив невозможное и остановив "старую гвардию", он слышит только: "Очень обязан, мистер Шарп". Но ему и этого достаточно…

И последний вопрос – что было дальше? Начнем с Веллингтона, он все-таки старший по званию. "Железный герцог" прожил очень долгую жизнь, на него обрушились все мыслимые и немыслимые почести, несколько раз он становился премьер-министром Великобритании и еще успел попозировать для портрета: "Королева Виктория со старшей дочерью и герцогом Веллингтоном". Он умер в 1852 году, незадолго до Крымской войны, в мире железных дорог, телеграфа, фотографии и нарезных ружей, и похороны его стали мировым событием. Их описание можно прочесть у Гончарова во "Фрегате Паллада". Похоронили его в соборе Святого Павла, где кроме него покоится лорд Горацио Нельсон. И назвали в его честь столицу Новой Зеландии.

Может быть, поэтому Корнвелл решил подарить долгую жизнь и Шарпу, хотя тот на нее вовсе не рассчитывал. Он умрет в 1861 году во Франции, в своем нормандском поместье. Люсиль его переживет. У них будет двое детей. Сын – Патрик Лассан, французский кавалерийский полковник (что едва не разбило его отцу сердце – как истый пехотинец, Шарп ненавидел кавалеристов), участник Крымской войны и еще дюжины конфликтов в разных точках Европы, лихой рубака, с лицом, иссеченным шрамами, без одного глаза и со старомодной кавалерийской саблей. Познакомиться с ним поближе можно в цикле романов Корнвелла о гражданской войне в Америке (он там подвизается в роли французского военного наблюдателя). И дочь Доминик, которая выйдет замуж за лорда Бэнфлита и будет мирно жить с ним в его английском имении. Если учесть, что какому-то Бэнфлиту Шарп, приревновав его к маркизе, страшно нахамил в "Мече Шарпа", можете сами вообразить первую встречу жениха с отцом невесты.

Что сталось с Джейн? На этот вопрос Корнвелл дает только один ответ: "ничего хорошего". Но Шарп и Люсиль смогли пожениться только в 1843 году, так что "сука-жена" оказалась живучей.

А раньше всех умер генерал Бонапарт – в 1821 году.

Диалог, которому следовало бы быть в фильме:

- Какие будут приказания, сэр?
Глаза у Гарри Прайса были красные, как будто он плакал, хотя скорее всего причиной была усталость.
Шарп и сам устал до изнеможения, и ему понадобилось усилие, чтобы сосредоточиться на простейших задачах.
- Первым делом – счет от мясника, Гарри.
Так называли список убитых и раненых.
- Распорядись, чтобы сержан Хаксфилд собрал рабочую команду. Пусть подберут мушкеты, и вообще любые боеприпасы, какие сумеют найти.
После битвы всегда самое подходящее время, чтобы пополнить запасы батальона.
- И нам нужна еда. Слушай, кто охраняет пленных?
- Сержант Райан, сэр.
- Распорядись, чтобы отконвоировал ублюдков в штаб бригады. Если там они не нужны, пусть снимет с них ремни и сапоги и отпустит на все четыре стороны.
- Нам понадобятся новые сержанты, - предупредил Гарри Прайс.
- Ладно, я подумаю.
Шарп посмотрел на нагие тела убитых, резко белевшие на фоне обгоревшей ржи.
- И начинайте рыть могилу, Гарри. И побольше.
- Есть, сэр.
Какой-то солдат принес Шарпу кружку обжигающего чая. Он пил и смотрел на равнину, по которой все еще плыл дым…

Вернулся Доггет со своей командой. Они раздобыли два бочонка солонины, мешок хлеба и бочонок рома. Доггет гордо доложил, что украл их у кавалеристов.
- И что будет дальше? – спросил он.
Шарп с трудом собрался с мыслями. После битвы его как оглушило.
- Пойдем на Париж, наверно.
Он не думал, что император сумеет оправиться от такого поражения.
- На Париж?
В голосе Доггета звучало изумление, как будто он так до конца и не понял, чего добилась армия Веллингтона в долине, до сих пор пропитанной запахом дыма и крови.
- Вы действительно полагаете, что мы пойдем на Париж? – взволнованно осведомился он.
Но Шарп не ответил. Он следил за тем, как какой-то всадник пробирается по склону через длинные глубокие рытвины в земле, оставленные ядрами французских пушек. Он узнал капитана Кристофера Манвелла и пошел ему навстречу.
- Доброе утро - сухо сказал Шарп.
Манвелл приложил руку в перчатке к голове.
- Доброе утро, сэр. Я рассчитывал вас встретить.
Ему явно было неловко. Он отвернулся и принялся рассматривать солдат Шарпа, которые, усталые и покрытые грязью, в свою очередь враждебно разглядывали элегантного кавалериста.
- Россендэйл?
- Да. Он мертв.
Когда Манвелл повернулся к Шарпу, на лице его была искренняя печаль.
- Я подумал, что вам следует знать, сэр.
- Зачем это? – грубо ответил Шарп.
Мэнвелл опешил, но потом пожал плечами:
- Он, помнится, дал вам долговую расписку? Боюсь, что она ничего не стоит, сэр. У него не было ни гроша за душой. И еще…
Манвелл осекся.
- Еще? – настойчиво спросил Шарп.
- Миссис Шарп, сэр.
Манвеллу понадобилась вся его храбрость, чтобы прознести эти слова.
- Кто-то должен ей сказать.
Шарп хрипло хохотнул:
- Только не я, капитан. По мне, она проклятая Богом шлюха и ей самое место в аду. Всего хорошего, капитан.
- Всего хорошего, сэр.
Манвелл смотрел, как Шарп уходит. Потом он повернул коня и двинулся к дороге, где, чего не знал Шарп, Джейн в карете ожидала новостей. Манвелл вздохнул и отправился разбить ей сердце.
Шарп вернулся к угасающему костру, достал из кармана долговую расписку, и разорвал в клочки. Похоже, перекрыть крышу замка так легко не удастся. Он развеял клочки по ветру, и повернулся к своим людям.
- Мистер Прайс!
- Сэр?
- Какие-нибудь музыканты уцелели?
- Так точно, сэр! Даже тамбур-мажор!
- Так заставь этих ленивых ублюдков что-нибудь сыграть! Мы вроде как должны праздновать долбаную победу!

Анна Рябинина

Обзор всех романов Корнвелла о Шарпе от Анны Рябининой - здесь

Вернуться на страницу сериала "Шарп"

 

 


Hosted by uCoz