ШАРП
 

 

Главная страница
Новости
Биография
Фильмография
Работа в театре
Интервью
Фотоальбом
Гостевая книга
Ссылки
Пишите письма

 

Стрелки Шарпа

Бла Вивар: Подождите. Разве вы не хотите получить заслуженную награду?
Харпер: А он меня уже наградил – приказал встать в строй.*

*Примечание: Перевод всех цитат из 1 - 8 серий © ОРТ, 1998

Великобритания, дата выхода на экраны - 5 мая 1993 года.

Продюсер – Малькольм Крэддок, режиссер – Том Клегг, сценарист – Юджин Харрис, оператор – Иван Страстбург, художник-постановщик – Эндрью Молло, художник по костюмам – Джон Молло, монтаж – Робин Сейлз, композиторы – Доминик Малдауни и Джон Тэмс.

В ролях: Шон Бин (Ричард Шарп), Ассумпта Серна (Тереза), Брайан Кокс (Хоган), Дэвид Троутон (Уэлсли (Веллингтон)), Саймон Эндрью (Вивар), Дэрег о'Молли (Харпер), Майкл Мирз (Купер), Джон Тэмс (Хэгмен), Джейсон Солкей (Харрис), Пол Трассел (Тонг), Линдон Дэвис (Перкинс), Джулиан Феллоуз (майор Дюне), Тим Бентик (капитан Мюррей), Ричард Айрсон (сержант Вильямс), Мартин Джейкоб (Лоуфорд), Малколм Джемисон (полковник де л'Эклин), Энтони Хид (человек в черном), Джек МакКензи (мистер Паркер), Керри Шейл (Джеймс Ротшильд), Карен Рандей (Луиза).

Португалия, 1809 год. Сержант 95-го стрелкового полка Ричард Шарп спасает жизнь командующему британской армии, милорду Уэлсли, а тот в благодарность оказывает Шарпу “чертовски плохую услугу” - производит его в офицеры. Начальник разведки Хоган тут же находит для Шарпа опасное задание. Лейтенант вместе с отрядом отборных стрелков должен оправиться в горы и отыскать там Джеймса Ротшильда - банкира, который вез милорду чек на крупную сумму, но пропал где-то на территории Испании, глубоко во вражеском тылу. Однако по ходу выполнения суть задания неожиданно меняется...

***

С первой же серии милорд Уэлсли (впоследствии Веллингтон) начинает поручать своему выдвиженцу сомнительные миссии и ставить перед ним всякого рода невыполнимые задачи. Шарп – солдат, а не шпион, но во вражеском тылу ему приходится действовать едва ли не чаще, чем сражаться на поле боя. В этом смысле “Стрелки Шарпа” - весьма характерная серия, но разве что только в этом. С любой другой точки зрения это более чем необычное начало 14-серийной приключенческой эпопеи.

Этот эпизод действительно больше похож на историческую драму (а собственно, именно так определяют жанр сериала в Британии). Фильм начисто лишен динамизма - зато у него удивительное настроение. И дело тут прежде всего в сюжете, речь в котором, в конце концов, заходит об испанских легендах и испанских святынях. Герои почти не совершают подвигов, зато постоянно куда-то идут, время от времени отбивают очередное нападение и идут снова (от просмотра сериала вообще остается ощущение бесконечного пешего похода). Любовная линия? Едва ли повернется язык назвать таковой неловкое, молчаливое влечение друг к другу Шарпа и Терезы: наблюдать за их сближением иногда по-настоящему мучительно.

Зато, наоборот, буквально невозможно оторвать взгляда от процесса завоевания Шарпом авторитета у своих солдат. У него есть все, чтобы быть отличным офицером: ум, мужество и способность вселять храбрость в сердца других. Чего ему не хватает, так это опыта управления людьми. Да, в нем уже ощущаются и твердость характера, и та необыкновенная воля, которая впоследствии будет поднимать в атаку батальоны. Но все же в этой серии он больше ершист, чем хладнокровен - не зря Тереза улыбается, глядя на него.

Irin

Далее - рецензия на фильм "Орел Шарпа"

Бернард Корнвелл "Стрелки Шарпа"

Я и был сержантом.
Лучшим долбаным сержантом
в этой долбаной армии

Б. Корнвелл, "Стрелки Шарпа"


Поскольку "Стрелки Шарпа", слава Богу, переведены на русский язык (книга есть, например, в библиотеке "Альдебаран"), каждый сам может ознакомиться, как было на самом деле. Я коснусь главного вопроса – как все-таки Шарп был произведен в офицеры. Понятно, что все было совсем не так, как показано в фильме, а тогда как?

Надо сказать, что долгое время точного ответа на этот вопрос не знал и сам Корнвелл. Он писал из книги в книгу – сержант Шарп спас жизнь Веллингтону, тогда генералу сэру Артуру Уэлсли, в битве при Ассайе (это было в Индии в 1803 г.) и тот в благодарность… Но в конце концов он создал индийскую трилогию, и вот там все изложено в подробностях.

Если совсем коротко, дело было так. Сержант Шарп (за которым по пятам, пылая местью и с ордером на арест, двигался Обадайя Хейксвилл – да, да, как же без Обадайи) случайно стал ординарцем генерала Уэлсли – просто потому, что старого ординарца убили, а Шарп оказался под рукой. Их окружили маратхи, конь генерала получил штык в грудь, генерала стащили с седла, и тут бы ему и конец, если бы не наш герой, который, жутко матерясь, кинулся на выручку. Веллингтона в основном поразило, насколько яростно и умело сержант управился то ли с десятком, то ли с двумя десятками врагов, а сам Шарп впоследствии вообще ничего не мог толком вспомнить. Так, отдельные фрагменты – чье-то лицо, руку с саблей и т.д. Вот и пришлось генералу, хотя он очень этого не хотел, сделать Шарпа прапорщиком, и из простого Дика Шарпа он превратился в мистера Шарпа. Ну, а Обадия остался с носом в очередной раз.

Правда, и это постарались показать в фильме, Шарп очень быстро пожалел о своем подвиге: жизнь офицера из рядовых оказалась совсем не сладкой. Для солдатов он стал врагом, а для офицеров так и не стал своим. Это уже не говоря о том, что он зачастую не понимал половины того, о чем говорят в офицерском собрании – Шекспира не читал, с Мильтоном не знаком, и даже Библией его в приюте больше били по голове, чем рассказывали о том, что Бог есть любовь. Но самое главное, что таких, как он, обычно делали квартирмейстерами или инструкторами по строевой подготовке, а Шарп хотел воевать и командовать людьми.

Вот в "Стрелках" мы и видим его первый опыт, что честно показано в фильме, включая драку с Харпером и постоянный страх, что ему не станут подчиняться. Разумеется, ни о каких поисках Ротшильда в книге нет и речи. Все гораздо проще и реалистичнее – английская армия проиграла битву под Коруной, и суровой зимой устало ползет по горам, стремясь добраться до Лиссабона. Рота стрелков отбилась от своих, настоящих офицеров убили, и команду вынужден взять на себя квартирмейстер…

Дальше в фильме все как в книге, только вместо Терезы в книге действует Луиза, племянница английских миссионеров, которые решили обратить испанцев в протестантизм, а теперь вместе со всеми уносят ноги. Шарп, естественно, моментально влюбляется (у него вообще пунктик насчет женщин с образованием и выше себя по положению), но, увы, Луиза не отвечает ему взаимностью и в конце решает выйти замуж за Бласа Вивара. Потом мы с ней встречаемся в "Дьяволе Шарпа", где она в качестве графини де Муароморто уговаривает полковника Шарпа отправиться в Чили, чтобы найти неизвестно куда пропавшего Вивара. Вместо Луизы Шарпу достаются зеленые рейтузы французского полковника и его же дорогие сапоги, что очень кстати, потому что его собственный мундир к тому времени превратился в лохмотья.

Диалог, которому следовало бы быть в фильме:

– Чего это с ним? – проворчал Хэгмэн, когда сержант поднялся к редутам.
– Девчонка его доконает, – с видимым удовлетворением сказал Харпер. – Так что с тебя шиллинг, Дэн. Она выйдет за майора, вот что она сделает.
– А мне казалось, она нежна как солнышко с нашим Шарпом, – печально произнес Хэгмэн.
– У нее хватило ума его бросить. Ей нужен человек посолиднее, вот кто ей нужен.
– Но он-то по ней сохнет!
– Немудрено. Он втюрится в кого угодно, была бы в юбке. Я таких знаю. Когда дело касается баб, становятся как овцы. – Харпер сплюнул. – Хорошо, что мне поручили за ним присматривать.
– Тебе?
– Я с ним управлюсь, Дэн. Так же как и с вами со всеми. Понял, протестантская плесень? Все, французы хотят отужинать в городе, надо встречать ублюдков!

Анна Рябинина

Далее - рецензия на роман "Орел Шарпа"

Вернуться на страницу сериала "Шарп"

 

 


Hosted by uCoz