ШАРП
 

 

Главная страница
Новости
Биография
Фильмография
Работа в театре
Интервью
Фотоальбом
Гостевая книга
Ссылки
Пишите письма

 

Честь Шарпа

Маркиза: Я никогда вас не встречала.
Шарп: Ты слышал это, Пат? Она никогда меня не встречала! <...>А как насчет моих непристойных предложений?
Маркиза: Ваших... что?
Шарп: Теперь она меня отвергает, Пат! После всего, что у нас с ней было!

Великобритания, дата выхода на экраны – 8 июня 1994 года.

Продюсер – Саймон Левис, режиссер - Том Клегг, сценарист – Колин МакДональд, оператор – Артур Вустер, художник-постановщик – Эндрью Молло, художник по костюмам – Робин Фрэйзер Пэй, композиторы – Доминик Малдауни и Джон Тэмс.

В ролях – Шон Бин (Ричард Шарп), Элис Крайг (маркиза), Майкл Берн (Нейрн), Хью Фрейзер (Веллингтон), Дэрег о'Молли (Харпер), Майкл Мирз (Купер), Джон Тэмс (Хэгмен), Джейсон Солкей (Харрис), Линдон Дэвис (Перкинс), Феодор Эткин (Дюко), Николас Грейс (отец Ача), Рон Кук (Наполеон), Мэттью Скарфилд (Эль Матарифе), Диана Перез (Рамона), Рикардо Велез (Мендора), Джей Бенедикт (Верайни), Джеймс Сэксон (Воган), Анна Савва (мать-настоятельница), Марк Бернс (Пейкенхем), Кристофер Оуэн (Вистлер), Рикардо Монтез (отец Санчес), Бенджамин Соумз (Трумпер Джонс).

Майор Дюко, сильно обиженный Шарпом в предыдущей серии, стремится его уничтожить, а заодно усложнить отношения между Британией и Испанией. Орудием выступает жена маркиза де Касарес эль Гранде (а по совместительству – французская шпионка). Под диктовку Дюко она пишет письмо мужу, обвиняя майора Шарпа в грязных домогательствах. Муж верит, но его дуэль с Шарпом заканчивается ничем, а на следующее утро маркиза находят зарезанным в собственной постели. Все улики указывают на Шарпа, его судят и... казнят – ведь отношений с союзниками ничто не должно омрачать! Но лишиться Шарпа в планы Веллингтона ни в коей мере не входит. Казнь – лишь инсценировка, а Шарп, переодетый в гражданское, отправляется в тыл к французам, чтобы найти маркизу и узнать, кто и зачем пытался обвинить его в убийстве.

***

Удивительная серия. С одной стороны, и интересная, и драматичная, в ней достаточно ярких персонажей и берущих за душу сцен. Особенно хороша маркиза (Элис Крайг): прямая и лживая одновременно, знающая себе цену, но по-своему и благородная, один из лучших женских образов сериала.

А с другой стороны... Трудно припомнить еще одну серию, где сюжетные ходы столь неправдоподобны, а герои ведут себя столь неестественно. Разве Харпер мог так спокойно отреагировать на гибель своего обожаемого командира? “Ужасное убийство, сэр!” И это все? Да он бы бунт поднял или хотя бы крушил все вокруг в бессильной ярости, а не ограничился бы одной философской репликой. Да и Шарп – вроде бы уже научился держать себя в руках, и вдруг отправляется на дуэль, ни в чем толком не разобравшись!

Ну и конечно, первый приз за неправдоподобие по результатам просмотра всего сериала получает сцена спасения Шарпа из Санта-Марии. Отряд особого назначения проникает в форт, без особых проблем (и как раз вовремя!) отыскивает там командира и так же спокойно уходит, напоследок все взрывая – это уже опасно попахивает столь несвойственным сериалу супергероизмом.

Irin

Далее - рецензия на фильм "Золото Шарпа"

Бернард Корнвелл "Честь Шарпа"

Харпер часто говорил, что майор Шарп
вечно гоняется за горшком золота,
который спрятан на конце радуги.
Он постоянно находил такие горшки, но, по Харперу,
они его всегда не устраивали,
потому что оказывались не той формы.

Б. Корнвелл, "Честь Шарпа"

Этой истории в фильме не повезло, потому что из-за пропуска "Палаша Шарпа" (он все-таки не рыцарь средневековый, чтобы меч таскать!) отношения Шарпа с "Золотой Шлюхой", она же маркиза Хелена де Касарес эль Гранде э Мелида Сабада, приобрели совершенно другой вид. К тому же битва при Виттории, где Шарп приобрел очередное состояние, которое потом украла Джейн, превратилась из одного из центральных событий в простой проходной эпизод.

В фильме Шарп пребывает в ярости от того, что совершенно неизвестная ему женщина ни с того, ни с сего обвинила его в наглых приставаниях, неизвестно зачем соглашается на дуэль с ее мужем, потом того находят убитым, и пошло поехало… За всем этим, естественно, стоит коварный майор Дюко, который придумал грандиозный план: вместо французского ставленника Жозефа Бонопарта посадить обратно на испанский престол законного короля Испании Фердинанда, дурака и святошу, которого французы держат в плену и вывести французские войска из Испании (все равно партизаны житья не дают). А Фердинанд в обмен выставит из Испании английские войска. Просто и элегантно – англичане лишаются операционной базы на Иберийском полуострове и выходят из игры, война на два фронта прекращается, и император может бросить все силы на русских и их союзников пруссаков: дело происходит в 1813 году, и русская армия как раз начала свой заграничный поход. Кстати, план такой, при всей его фантастичности, действительно существовал.

Но чтобы добиться цели, дурака Фердинанда надо убедить, что мир с французами народ, или, как минимум, священники и знать, поддержат. Учитывая испанский темперамент и накал страстей, это нелегко и нужны большие деньги. Вот Дюко и задумал отнять у маркизы Касарес и т.д. ее огромное состояние, а для этого сначала сделать вдовой, а потом заточить в монастырь. Шарп попал в эту кашу не просто потому, что у Дюко на него зуб со времен "Врага" (помните разбитые очки?), и он хочет заодно отомстить, но и потому, что Дюко отлично известно, что у него с маркизой был бурный роман. Поэтому когда разъяренный муж вызывает Шарпа на дуэль, тот соглашается в основном из-за того, что его замучила вина перед Терезой и он рассматривает вызов как справедливое наказание за измену покойной жене.

Фильм достаточно точно воспроизводит интригу, придуманную Дюко и осуществляемую инквизитором отцом Ача и его гнусным братцем, партизаном по кличке Эль Матарифе, т.е. Мясник. Убийство мужа успешно вешают на Шарпа, маркизу похищают и Шарпу приходится приложить нечеловеческие усилия, чтобы спасти и ее и себя.

Только в фильме Шарп отправляется на поиски маркизы, чтобы выяснить, какого черта она возвела на него напраслину, и пылает по этому поводу благородным негодованием. В книге Шарп ищет свою недавнюю любовницу, женщину, от одного вида которой у него так капитально сносит крышу, что он вообще перестает что-либо соображать. Хелена для него – женщина-мечта: красива, умна, богата, а знатна до того, что к герцогу Веллингтону обращается "Артур". Мы еще вернемся к их роману, когда дойдем до "Палаша Шарпа", скажу только, что Шарп ничего с собой не может поделать. Он отлично знает, что маркиза – предательница, французская шпионка, что ради денег она переспит с кем угодно, что любовников у нее было не счесть, но стоит ей его пальцем поманить…

Поэтому главная проблема Шарпа в книге – это не столько как защитить свою честь от навета, состряпанного Дюко, сколько как сохранить эту самую честь, общаясь с маркизой. А та только тем и занимается, что склоняет его на нехорошие поступки. После того как он, героически размахивая курицей, спас ее из монастыря, они оказываются в плену у Дюко. Но выручают Шарпа не английские стрелки, а французский генерал – тоже любовник маркизы. Дело в том, что про план Дюко узнал король Жозеф, которому не хочется покидать насиженный испанский престол. Поэтому Шарп попадает из огня да в полымя. Французы уговаривают его подписать "пароль", т.е. официальное признание, что он взят в плен и не будет пытаться бежать, а потом бежать и рассказать Веллингтону всю правду о махинациях Дюко. Тогда Фердинанд не получит писем о поддержке, изменники будут наказаны, Жозеф останется королем, а маркиза вернет себе свой обоз и все состояние. Уламывает маркиза Шарпа в постели, и, чтобы сказать "нет" и не давать обещаний, которые тут же придется нарушить, тому приходится напиться в стельку. К утру, на его счастье, происходит взрыв порохового погреба в крепости, где его держат, несмотря на дикое похмелье, ему удается скрыться, и, если не считать случайного удара молотком по больной голове от испанских партизан, которые приняли его за француза, все кончается благополучно.

Как видим, реальная история мало похожа на чудесное спасение Шарпа из лап Дюко доблестными стрелками. Единственное, что совпадает, это пытки и разбитый телескоп. Кстати, о телескопе – Шарп им очень дорожит, потому что это подарок от Веллингтона с надписью: "В благодарность. A.W." (W здесь – не Wellington, а Weleslly, потому как дело было еще в Индии). К счастью для себя, Шарп не знает, почему сэр Артур решил сделать ему этот подарок. А тот рассуждал просто: произведенный в офицеры сержант, конечно, начнет пить, так надо подарить ему что-то такое, что можно пропивать долго. Пусть парень оттянется как следует! Конечно, не очень лестно для Шарпа, но его отношения с Веллингтоном вообще гораздо сложнее, чем показано в телесериале. К этому мы еще вернемся, когда дойдем до Ватерлоо.

Теперь о битве при Виттории, которая венчает книгу. Битва действительно была выдающаяся, и не только потому, что в ней Веллингтон в полной мере проявил свой полководческий талант и на голову разбил маршала Журдана, но и потому, что англичанам в суматохе достался личный обоз короля Жозефа, где только золота было несколько тонн, не считая посуды, мебели, картин и прочей награбленной по всей Испании добычи. Общая стоимость обоза оценивалась примерно в 7 миллионов тогдашних фунтов (на нынешние деньги двести с лишним миллионов долларов). Поживились все – и рядовые, и офицеры, и даже жители Виттории, и само собой, Шарп с Харпером. Шарп, правда, почти этого не заметил, так как в очередной раз спасал маркизу, и только удивлялся, с чего его вещевой мешок (который Харпер набил бриллиантами) так потяжелел.

Веллингтон сильно возмущался грабежом и даже сгоряча обозвал своих солдат "scum of the earth" (можно перевести примерно как "законченные подонки"). Однако в его особняке в Лондоне (он находится рядом с Гайд-Парком и имеет адрес: Лондон, 1) посетители и по сию пору могут лицезреть картины старых испанских мастеров, которые Веллингтону задним числом "подарило" испанское правительство. Там же, кстати, висит портрет герцога работы Гойи, который он сам терпеть не мог. А парадную лестницу украшает статуя голого Наполеона в два человеческих роста – тоже подарок, отказаться было нельзя. Да, жизнь "железного герцога" не всегда была легка.

Последняя деталь. Тут многие удивлялись, почему Харпер, который так любил Шарпа, так спокойно отнесся к его мнимой смерти. Это потому, что он так любил Шарпа, что вообще не смог поверить в его смерть и даже поспорил с капитаном Д’Алембордом на фунт стерлингов (приличная сумма для сержанта, который еще не успел разграбить королевский обоз), что Шарп вернется. И выиграл!

Диалог, которому следовало бы быть в фильме:

- Палатки! – презрительно сплюнул Шарп.
- Чтобы спать, сэр.
Лицо сержанта Патрика Харпера было совершенно бесстрастным. Наблюдавшие за ними солдаты Южного Эссекского ухмылялись.
- Долбаные палатки!
- Чистые палатки, сэр. Белые и нарядные, сэр. Мы можем обсадить их цветочками на случай, если ребята затоскуют по дому.
Шарп пнул один из огромных полотняных свертков.
- Кому нужны эти чертовы палатки?
- Солдатам, сэр, чтобы по ночам им было тепло и сухо.
В густом ирландском выговоре Харпера звучало нескрываемое удовольствие.
- По всему видать, сэр, скоро они выдадут нам и кровати. С чистыми простынями, и маленькими девочками, чтобы подтыкать одеяла. И ночные горшки, сэр. С надписью "Боже, спаси короля" по ободку.
Шарп снова пнул груду палаток.
- Я прикажу квартирмейстеру сжечь их.
- Он не может этого сделать, сэр.
- С чего это?
- Расписался за них, сэр. Любая пропажа будет вычтена из его жалованья.
Шарп побродил вокруг высокой груды непристойных свертков. Из всех никому не нужных, идиотских и нелепых вещей Генеральный Штаб ухитрился прислать палатки! Солдаты спали и спят на свежем воздухе! Шарпу случалось просыпаться по утрам с волосами, примерзшими к земле, случалось – промокшим насквозь, но ему никогда не нужна была палатка. Он служил в пехоте. Пехота на марше должна двигаться быстро, и палатки - лишняя обуза.
- И как мы будем таскать эти долбаные штуки?
- Мулы, сэр. Десяток мулов. По одному на каждые две роты. Завтра мы их получим, сэр, и должны будем за них расписаться.
- Слезы Христовы!
- Может, он плакал, потому что у него не было палатки, сэр.
Шарп улыбнулся, потому что на самом деле он тоже развлекался, хотя внезапное прибытие палаток из штаба создало уйму проблем, без которых он мог отлично обойтись.

Шарп нахмурился:
- Мы оставим их на складе.
- Чтобы их украли, сэр?
Шарп выругался. Харпер, конечно, имел в виду, что кладовщик продаст палатки испанцам, объявит, что они были украдены, а потом взыщет пропажу с батальона.
- Ты сам-то кладовщика знаешь?
- Ну…
В голосе Харпера прозвучала неуверенность.
- Сколько?
- Пятерку.
Шарп выругался опять. Конечно, он мог вытащить пять фунтов со счетов батальона, чтобы сунуть на лапу кладовщику, но ему не хотелось с этим связываться.
- Он случайно не твой приятель, этот кладовщик?
- Он из графства Даун, - многозначительно сказал Харпер. – Они там за шиллинг родную мамашу продадут.
- Может, ты что-то знаешь про ублюдка?
- Нет, - Харпер покачал головой. – Он туже на откровенность, чем барабан оранжиста.
- Ладно, я раздобуду тебе пятерку.
Можно продать одного из мулов, которые прибудут завтра и заявить, что тот сдох от ангины, или еще Бог знает от чего. Пусть кто-то рискнет это опровергнуть! Он раздраженно тряхнул головой и усмехнулся сержанту.

Анна Рябинина

Далее - рецензия на роман "Золото Шарпа"

Вернуться на страницу сериала "Шарп"

 

 

 


Hosted by uCoz